Фрагмент для ознакомления
2
За период существования ООО «Балт М ком» развило широкую клиентскую базу как по Санкт-Петербургу, так и по области.
Организационно предприятие состоит из 8 подразделений:
1) директорат;
2) аппарат управления;
3) коммерческий отдел региональных продаж;
4) коммерческий отдел городских продаж;
5) отдел логистики;
6) складская логистика;
7) транспортная логистика;
8) бухгалтерия.
Среднесписочная численность сотрудников предприятия на сегодняшний день составляет 55 человек.
Организационную структуру предприятия (Приложение 2) можно охарактеризовать как линейно-функциональную, при которой за каждое направление отвечает отдел, состоящий из сотрудников и начальника отдела, который непосредственно подчиняется директору предприятия.
К достоинствам такой организационной структуры можно отнести четкое распределение обязанностей по отделам. Недостатком такой структуры является низкий либо нулевой уровень обмена информацией между отделами, так как управление предприятием строится в основном по вертикали.
2.2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ИЗДЕРЖЕК ООО «БАЛТ М КОМ»
Как экономический показатель товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу розничного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов потребителей на покупку товаров. Динамика товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
В процентном соотношении структура товарооборота ООО «Балт М ком» в период с 2006 по 2008 годы представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ товарооборота ООО «Балт М ком» за 2014 – 2016 гг.
Наименование группы товаров 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение по годам
(+, -) Темп роста по годам,
%
Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, % 2015 - 2014 2016 - 2015 2015/2014 2016/2015
Деликатесы 5 381 6% 6 576 7% 9 313 9% 1 195 2 736 1,22 1,42
Сырокопч. колбасы 8 968 10% 8 455 9% 11 382 11% -513 2 927 0,94 1,35
Копч. и вар.-копч. колб. 21 524 24% 25 366 27% 28 972 28% 3 842 3 606 1,18 1,14
Вареные колбасы 18 834 21% 17 850 19% 20 695 20% -983 2 844 0,95 1,16
Продолжение таблицы 2.1
Сосиски, сардельки 13 453 15% 16 911 18% 13 451 13% 3 458 -3 459 1,26 0,80
Ливерные и паштеты 8 072 9% 6 576 7% 5 174 5% -1 495 -1 403 0,81 0,79
Консервы 13 453 15% 12 213 13% 14 486 14% -1 239 2 273 0,91 1,19
ИТОГО 89 684 100% 93 949 100% 103 473 100% 4 265 9 524 1,05 1,10
Из данных таблицы 2.1 видно, что группы копченых и вареных колбас традиционно на протяжении 3-х лет имеет самую большую долю в структуре товарооборота ООО «Балт М ком», на третьем месте консервная продукция и сосиски и сардели. Отрицательная динамика наблюдается по группе Ливерных колбас и паштетов, а также сосисок и сарделей.
В целом устойчивый рост доли в общей выручке от реализации за исследуемый период демонстрируют только 2 группы:
1) деликатесы;
2) копченые и варено-копченые колбасы.
Предприятию рекомендуется обратить внимание на группы консервная продукция и сосиски и сардели, так как суммарно они дают от 18 до 25% выручки от реализации. Возможно, необходимо пересмотреть предлагаемый розничным потребителям ассортимент, усилить рекламную компанию этих товарных групп.
Далее проанализируем издержки обращения предприятия ООО «Балт М ком».
Издержки обращения торгового предприятия представляют собой различные затраты живого и овеществленного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства и потребления.
Отличительной особенностью структуры издержек обращения торгового предприятия является отсутствие стоимости закупаемых товаров.
На основе информации, полученной из первичных документов предприятия ООО «Балт М ком» был сделан анализ издержек обращения предприятия, который приведен в таблице 2.2.
Согласно данным таблицы 2.2 наибольший удельный вес в структуре издержек предприятия ООО «Балт М ком» имеют коммерческие расходы, а также расходы на транспортировку. На третьем месте расходы на аренду и содержание помещений, оборудования и инвентаря. В целом картина характерна для оптовых торговых организаций.
Таблица 2.2
Анализ структуры издержек предприятия ООО «Балт М ком» за 2014 – 2016 гг., тыс. руб.
Вид издержек Годы Отклонения по годам,
(+, -) Темп роста по годам
2014 2015 2016
Транспортные расходы, 12 000 14 500 16 000 2 500 1 500 1,21 1,10
Расходы на оплату труда 7 043 7 812 10 859 769 3 047 1,11 1,39
Отчисления на социальные нужды 3 765 3 438 4 327 -327 889 0,91 1,26
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря 11 000 12 800 14 100 1 800 1 300 1,16 1,10
Коммерческие расходы 20 322 18 966 26 469 -1 356 7 503 0,93 1,40
Прочие расходы 1 500 1 530 2 180 30 650 1,02 1,42
Итого: 55 630 59 046 73 935 3 416 14 889 1,06 1,25
Также данные таблицы 2.2 показывают, что общий темп роста издержек предприятия в 2016 году по сравнению с темпом роста издержек в 2015 году вырос (в т.ч. за счет роста расходов на оплату труда, коммерческих и прочих расходов), что отрицательно характеризует управленческую политику на предприятии.
2.3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поставка товаров на предприятие ООО «Балт М ком» производится согласно типовому договору ПАО «Микояновский мясокомбинат».
Поставщик (ПАО «Микояновский мясокомбинат») обязуется передавать Покупателю (ООО «Балт М ком»), а Покупатель принимать и оплачивать мясопродукты (продукция основного производства), и другие продовольственные товары (далее товар) в количестве и ассортименте, определяемом по соглашению сторон. Расчеты за отгруженный товар осуществляются по договорным ценам на основании прейскуранта Поставщика, действующего на дату отгрузки товара.
В цену товара включаются транспортные расходы, упаковка, погрузка, налог на добавленную стоимость. Фактом согласования цены на товар является подпись Покупателя или уполномоченного им лица о его получении в накладной, заверенная штампом (печатью) Покупателя.
Расчеты за товар осуществляются в порядке предварительной оплаты в размере 100% стоимости подлежащего отгрузке товара или по факту поставки товара в момент его получения Покупателем (только при расчете наличными денежными средствами).
Товар считается принятым Покупателем, если на накладной проставлен его штамп (печать) о приемке продукции и имеется подпись уполномоченного им лица. За использование штампа (печати) Покупатель несет полную ответственность. При получении товара Покупатель обязан в накладной проставить четко по каждому наименованию количество полученного товара и указать фамилию лица, получавшего товар.
Отгрузка продукции производится в полиэтиленовых ящиках или картонных коробах.
Поставка товара производится в количестве и ассортименте по заказу Покупателя, передаваемого Поставщику за 24-48 часов до дня доставки. Отказ от получения заказанного товара или отдельных наименований ассортимента доставленного товара не допускается.
По соглашению сторон заказ может быть принят на более короткий или поздний срок. При передаче заказа Поставщик и Покупатель согласовывают срок доставки, количество и ассортимент товара. Прием-передача заказа оформляется по телефону. В случае отсутствия данных о перечислении денежных средств, Поставщик имеет право заказ не принимать.
Изменения в заказ могут вноситься за 12 часов до дня доставки товара в порядке, действующем для передачи заказа.
Выгрузка товара осуществляется Покупателем. До окончания приемки товара Покупатель не имеет права подавать товар в продажу или перегружать в другие автомашины. Весы должны находиться в зоне видимости автомашины, в случае нарушения этого порядка Поставщик не несет ответственность за недостачу товара, и Покупатель должен оплатить товар по ТТН.
Приемка товара осуществляется по количеству мест и весу нетто в соответствии с товарно-транспортной накладной и маркировкой на таре. Приемка осуществляется в момент получения товара от перевозчика или экспедитора Поставщика.
Поставщик имеет право доставить Покупателю и последний обязан принять меньшее количество товара, чем было заказано.
Перейдем к анализу товарных запасов и управления ими в ООО «Балт М ком» (таб. 2.3).
Таблица 2.3
Показатели оборачиваемости товарных запасов ООО «Балт М ком» за 2015-2016 гг.
Показатель Годы Отклонения по годам,
(+, -) Темп роста по годам
2014 2015 2016
Средние запасы, т.р. 2 883 3 325 2 778 442 -547 1,15 0,84
Однодневный товарооборот, т.р. 249 260 287 11 27 1,04 1,10
Время обращения, дни 11 13 10 2 -3 1,18 0,77
Скорость обращения 31 28 37 -3 9 0,90 1,32
Данные таб. 2.3 показывают, что средние товарные запасы в ООО «Балт М ком» имеют тенденцию к возрастанию. Это обусловлено возрастанием товарооборота на 10 % и политикой завоевания сектора рынка, которая предусматривает постоянный поиск новых клиентов в регионе, которая в свою очередь требует наличия значительных товарных запасов для удовлетворения новых непрогнозируемых заказов.
Время обращения товаров в 2016 г. составляет 10 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов – 37 раз, то есть средние запасы за год сделали 37 оборотов. Таким образом, скорость обращения запасов в 2016 г. выросла почти на треть. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. Анализируемому предприятию важно стремиться к балансу между товарооборотом и запасами, чтобы продолжать увеличивать скорость обращения товаров.
На формирование товарных запасов влияет много факторов, но важно выделить именно те, которые осуществляют наибольшее влияние на конкретном предприятии. Эти факторы делятся на внутренние и внешние.
Внутренними факторами на предприятии является широта ассортимента, частота его обновления, объем и структура товарооборота.
Широта ассортимента ООО «Балт М ком» большая и достигает 200 наименований товаров. Такая ситуация требует более высокого уровня товарных запасов, чтобы поддерживать нормальный товарооборот. Вышеуказанная широта ассортимента обусловлена спецификой избранного вида деятельности.
Частота обновления ассортимента незначительна, так как широта ассортимента
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями на 13 июля 2015 года)
2. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения.
3. Абчук В.А. Коммерция: учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 475 с.
4. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2013. – 496с.
5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2012. – 518 с.
6. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 180 с.
7. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговых процессов. – М.: Маркетинг, 2015. – 389 с.
8. Дианова С.Н., Авагян Ю.Г. Система управления коммерческой деятельностью предприятий торговли // Сфера услуг: инновации и качество. Выпуск № 6. – Краснодар: КФ РГТЭУ, 2012. – С. 71–80.
9. Егоров, В. Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: учебник / В. Ф. Егоров. – Санкт-Петербург: Первый класс, 2012. – 414.
10. Кожова А.А., Цветцых А.В. Предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью торговой организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – № 8 (том 2). – С. 388–389.
11. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – Москва: Дашков и К°, 2011. – 689 с.
12. Коммерческая деятельность: маркетинг и логистика / Под ред. Л.В. Балабановой. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2013. – 231 с.
13. Кондраков И.В. Совершенствование коммерческой деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности предпринимательских структур // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 103–108.
14. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Костенко Я.В. Совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности розничного торгового предприятия // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С. 1118–1124.
15. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Практикум. – М.: Юнити, 2014. – 364 с.
16. Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 638 с.
17. Подповетная Ю.В., М.В. Булгакова Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники // Управление в современных системах. – 2014. – № 4. – С. 56–61.
18. Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. С. 131-137.
19. Томилова Н.А., Карпович А.И. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(31). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 131-139.
20. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 10 (Том 9). – С. 110–115.
21. Чернышова О. Н., Федорова А. Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 251-258.
22. http://www.mikoyan.spb.ru – сайт ООО «Балт М ком», официального представительства Микояновского мясокомбината в Санкт-Петербурге